Группа компаний ТРАСКОН
"Злоупотреблять безопасностью вредно — Пренебрегать безопасностью преступно"

Л.П.Берия (Народный комиссар НКВД РСФСР)

Не вызывает сомнения, что правильно организованная система видеонаблюдения как составляющая комплексных систем сегодня - не только необходимое требование, постепенно становящееся обязательным российским стандартом (Постановление Правительства Москвы от 6.05.2008 г. № 375-ПП «О мерах по обеспечению инженерной безопасности зданий»), но и один из эффективных инструментов обеспечения безопасности для различных объектов. Однако (как, впрочем, и в ряде других сфер бизнеса) построение телевизионной системы охранного наблюдения (ТСОН) для гостиничного сектора имеет свою специфику.

Объекты гостиничного сектора – это места массового скопления людей, причем их количество и состав постоянно меняется, и, следовательно, необходим четкий контроль над безопасностью постояльцев и сотрудников, сохранностью имущества гостиницы и проживающих, оптимизация внутренней работы обслуживающего персонала в целях повышения качества предоставляемых услуг и общего сокращения издержек. При этом руководство гостиницы/отеля заинтересовано в создании наиболее комфортных условий для максимального числа посетителей, потому и важным условием размещения средств ТСОН, помимо выполнения непосредственной задачи обеспечения безопасности, является их «незаметность» для постояльцев и сотрудников и сбалансированность в соответствии с важностью охраняемых зон.

Основные зоны и принципы установки ТСОН/СОТ

Среди общепринятых зон установки технических средств видеонаблюдения можно выделить следующие: 

  • места наибольшего скопления людей - холлы, коридоры, фойе (в том числе - стойка портье, где осуществляется расчет, имеется сейф для хранения ценных вещей) 
  • технические, служебные помещения 
  • фитнес-центры, бассейны, конференц-залы 
  • места развлечения гостей (бар, ресторан, игровой зал и др.) 
  • лифты, лестницы и запасные выходы 
  • парковки для гостей и персонала, прилегающая территория (в особенности, если гостиница/отель представляют собой комплекс отдельных зданий) – внешнее видеонаблюдение

Меры по обеспечению безопасности для гостиничного сектора на данный момент регулируется двумя постановлениями правительства: от 14 апреля 2017 г. № 447 и от 25 марта 2015 г. N 272 (в редакции от 14 октября 2016 г. № 1040).

Перечисленные выше зоны в зависимости от поставленных задач оборудуются различными по возможностям и характеристикам техническими средствами, в достаточном многообразии представленными на рынке. В отношении к объектам гостиничного сектора существуют некие общие рекомендации.

Видеонаблюдение на наиболее проблемных участках.

Подходы к установке технических средств преимущественно зависят от места их фактического расположения.

Коридоры

Доступ в номера гостиницы/отеля в дневное время ограничен только замком и системой электронных ключей или бесконтактных карт. Но постоялец, к примеру, может просто не закрыть дверь, и в дальнейшем обвинить администрацию в краже его имущества. Либо в отсутствие гостя кражу может совершить кто-то из персонала или просто вор. Конечно, современная система контроля и управления доступом (СКУД) регистрирует все возможные события открытия дверей, но детализацию события позволяет произвести только система видеонаблюдения.

Среди особенностей видеонаблюдения в гостинице, как было сказано выше, комфорт постояльцев и уважение их частной жизни. Следовательно, установка камер в номерах, даже в скрытом варианте, исключена.

Видеокамеры устанавливаются напротив входа в номер в коридоре, на достаточной высоте для уменьшения доступности, в антивандальном исполнении, с защитой от засветки (в коридорах часто находятся окна). В зависимости от поставленных целей здесь можно установить черно-белые узкообзорные модели (демонстрирующие лучшую работу при плохой, при этом разрешение видеоаппаратуры может быть в пределах 500ТВЛ), варифокальные объективы (позволяющие зуммировать изображение и менять фокусное расстояние), беспроводные системы, миниатюрные IP камеры с различными цветовыми вариациями корпуса (если прокладка кабельных линий и вид камеры могут повлиять на внешний вид помещения, что важно, например, на объектах, являющимися памятниками архитектуры).

Камеры рекомендуется устанавливать через каждые 10 метров двунаправленно, при этом в поле обзора, помимо выходов из номеров, должны попадать лифт и выход на лестницу. Важным параметром является так же скорость записи видеоархива. 

В целях наиболее целесообразного использования памяти ТСОН, имеет смысл установка режима записи только при изменении изображения (когда в поле зрения камеры появился посетитель или персонал) или при звуковом оповещении от срабатывания датчика движения. При этом можно сэкономить и человеко-часы оператора системы, и ресурсы средств хранения видеозаписей и пропускной способности сети передачи данных.

Фойе, холл

Фойе, центральный холл – место основного трафика посетителей вне зависимости от времени суток: здесь обычно расположены основные развлекательные учреждения, столовая, гости приезжают и уезжают, рассчитываются за услуги, ожидают трансфера с багажом и проч. Соответственно и вероятность кражи или мошеннических действий со стороны посторонних лиц или персонала намного выше. Поэтому здесь обосновано применение длиннофокусных камер с высоким разрешением и узким углом обзора для четкой фиксации лиц, с функцией телеметрии и непрерывной записи видео синхронно со звуком. Достаточной является установка камер, направленных на вход и стойку регистрации (при интеграции видеонаблюдения в СКУД в данном случае личность посетителя при регистрации может сопоставляться с данными электронного ключа номера). Также следует учесть, что зачастую входная группа отеля имеет значительное остекление, поэтому в этом случае необходима камера с функцией HDR|WDR(расширенного / широкого динамического диапазона) с 12-14 ступенями широты экспозиции, способная производить более детализированную «картинку» в условиях меняющейся освещенности и отображать детали в затемненных участках.

Лестницы, запасные выходы

Постояльцы гостиницы и персонал в основном пользуются лифтами, лестницы же в данном случае выполняют второстепенную функцию и в основном предназначены для обеспечения эвакуации при возникновении чрезвычайной ситуации, в частности, пожара. Потому целью установки средств видеонаблюдения на лестничных маршах является контроль на возможных путях отступления преступников. Установленные камеры должны осуществлять запись архива по датчику движения, скорость видеозаписи при этом достаточна в пределах 6 кадров в секунду.

Парковка

Для организации внешнего видеонаблюдения используются купольные или корпусные устройства с разрешением видео до 2 Мп, с антивандальной защитой, не боящиеся перепадов температуры, устойчивые к осадкам и воздействию прямых солнечных лучей, панорамные камеры с широким углом обзора, регулируемым фокусным расстоянием объектива(2.8-12 мм), желательно цветные для распознавания (помимо номера и марки) цвета автотранспорта.

Благодаря наличию функции аналитики видеонаблюдение широко используется и в системах управления жизнеобеспечением объектов, позволяя контролировать состояние того или иного инженерного оборудования и позволяя повысить эффективность систем управления производственными процессами (АСУТП). Потому отдельного упоминания заслуживает обязательное оснащение средствами видеонаблюдения такого важного элемента инфраструктуры инженерных систем гостиницы, как ЦТП (центральная тепловая подстанция). Здесь установка камер позволяет обеспечивать бесперебойность работы комплекса установленного инженерно-технического оборудования, и, в случае необходимости, точно определять место возникновения и возможную причину ЧС а, соответственно, и быстрее реагировать на тревожные события и минимизировать причиненный ущерб.

Межсистемная интеграция

В свете реконструкции имеющихся объектов гостиничного сектора и строительства новых для владельцев бизнеса сегодня все большее значение имеет построение эффективной инфраструктуры. Здесь немаловажную роль играет использование таких технических средств безопасности, которые позволяют без существенного вмешательства в имеющуюся систему, в частности, структурированную кабельную систему - основу для видеонаблюдения (согласно регламенту требований к заведениям такого рода), провести модернизацию и интегрировать новую систему в эту инфраструктуру.

На сегодняшний день обязательной является лишь установка пожарной сигнализации. Выбор других технических средств безопасности и степень их интеграции между собой определяется, в конечном счете, заказчиком. Однако следует отметить, что выбор российского заказчика, согласно статистике, все больше склоняется в сторону максимально возможной для объекта интеграции, и опытный владелец не жалеет средств на создание мощных комплексных систем, дающих ему уверенность в безопасности и в оперативной реакции службы эксплуатации или безопасности на различные происшествия.

Востребованная в настоящем задача - интеграция видеонаблюдения с системами пожарной и охранной сигнализации. Для подтверждения сигнала о пожаре до принятия решения об эвакуации оператор диспетчерского пункта может воспользоваться онлайн трансляциями. Например, в ситуации несанкционированного использования ручных пожарных извещателей нарушителями разблокировка выполняется с подтверждением оператора до истечения заданного времени реакции на событие, а после истечения тайм-аута автоматически. Здесь за счет интеграции нескольких систем – контроля доступа, пожарной сигнализации и видеонаблюдения - агрегация информации на одном рабочем месте позволяет обеспечить действительно оперативную реакцию на событие.

Вот лишь немногие преимущества межсистемной интеграции:

• заданные службами безопасности и эксплуатации здания режимы автоматического мониторинга обстановки на объекте с выводом места тревожного события (пожара, проникновения);

• максимальная достоверность получаемой информации (камера видеонаблюдения может в автоматическом режиме наводиться в зону срабатывания извещателя),

• оперативность пользования системой и решения отдельных задач для комплекса территориально распределенных объектов;

• улучшение работы всей технической системы безопасности в целом;

• снижение расходов на эксплуатацию здания и повышение рентабельности бизнеса (благодаря возможности объединения в сеть нескольких заведений)

Безусловно, сегодня существует огромное количество технических решений, подходов и производителей оборудования и программного обеспечения, позволяющих произвести интеграцию различных систем. Однако эта интеграция должна быть функциональной и разумной. И каждая компания, работающая на этом рынке, должна сама выбирать и поддерживать свои собственные параметры и стандарты. Поэтому обслуживание систем безопасности желательно поручить той же фирме, которая проводила его монтаж.

IP: модно или необходимо?

Использование популярного сегодня IP- видеонаблюдения дает дополнительные бонусы в части решения как привычных, так и нестандартных задач за счет расширенного функционала и гибкости настроек, применения современных функций видеоаналитики (детектирование движения, проверка положения камеры), простоты интеграции и дальнейшего масштабирования.

Стандарт Ethernet для передачи данных от IP-камер позволяет использовать всю широкую номенклатуру технических средств, которые производятся для передачи данных (по оптическим, радиоканалам и др.). Мегапиксельные телекамеры дают более высокую четкость и детализацию при том же поле зрения или более широкое поле зрения при той же степени четкости и детализации. Кроме того, в IP-камерах в полной мере реализуются возможности программно-аппаратной платформы (обработка, сжатие и передача данных, принятие решений, инструментарий по выборке требуемой информации (дата, время, номер камер, событие, привязка по месту) и др.).

Изучение поведенческого фактора с помощью IP-систем (например, в ресторане гостиницы для вычисления времени, проведенного клиентом в заведении) позволяет установить наиболее посещаемые зоны и использовать эту информацию для оперативного использования штата сотрудников, эффективного управления бизнес процессами и в маркетинговых целях. Интеграция с кассовым программным обеспечением позволяет реагировать на подозрительные действия в момент их совершения и отыскивать нарушения в архиве с помощью системы отчетов.

Эти возможности сегодня позволяют строить большие распределенные системы для различных по масштабу объектов.

Максимальный сервис для повышения прибыли

Отель или гостиница — это «фабрика», производящая сложный и трудоемкий продукт — услуги для постояльцев. И необходимость постоянно совершенствовать технические средства безопасности для данного сектора не вызывает сомнения (например, все большую популярность приобретает видеонаблюдение как сервис - прогрессивная система удаленного визуального контроля(VSaaS)). Однако задача гостиничного бизнеса – создание максимально высокого уровня сервиса для получения наибольшей прибыли. А потому важно, чтобы система видеонаблюдения была не только комфортной для гостей (довольный посетитель тратит большие деньги), но и отвечала конкретным запросам и возможностям владельцев объекта, ведь все, что несет в себе дополнительный объем инвестиций и эксплуатационных затрат и при этом не приносит дохода, признается неэффективным, а равно и бессмысленным.

В целях перестраховки относительно выполнения правовых норм администрация гостиничных комплексов размещает объявление на входе о том, что ведется видеонаблюдение. Такая норма позволяет избежать ненужных обвинений в использовании камер скрытого наблюдения.

Видеокамеры позволяют администрации гостиницы быстро и оперативно среагировать на внештатную ситуацию, тем самым защитив имущество и даже жизнь туриста.